Формируемые компетентности обладают рядом характерных
признаков:
1. Они многофункциональны, т.к. могут реализоваться в
повседневной жизни учащегося для решения различных проблем, для решения
профессиональных задач, для исполнения социальных ролей и т.д.;
2. Они надпредметны и междисциплинарны;
3. Они обеспечивают дальнейшее интеллектуальное развитие
ученика, его мышление, самооценку, саморефлексию;
4. Они многомерны, то есть могут быть охарактеризованы с
позиции развития умственных способностей учащегося и с позиции развития
различных умений, включая интеллектуальные умения.
Компетентностно-деятельностный подход к модернизации
образования имеет ряд достоинств:
он позволяет формировать новое содержание "от
результата", то есть исходя из стандарта;
он обеспечивает интегративность содержания;
позволяет организовать процесс овладения содержанием на
деятельностной основе, обеспечивающей не только формирование знаний, навыков и
умений, но и интеллектуальных способностей учащихся, а также их личностных
качеств;
требует новой системы оценивания достижений;
позволяет реализовать возможности учащихся того или иного
возраста;
обеспечивает опору на достижения предыдущего этапа обучения,
то есть определённую системность в обучении;
ориентирует на дифференциацию обучения в начальной, основной
и старшей школе.
Развитие смежных с методикой наук (возникновение
психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни
разработку деятельностно-личностно-коммуникативного (в практике его обычно
называют "коммуникативным") метода, в котором в центре внимания
находится формирование коммуникативной компетенции, уделяется большое внимание
учету личностных особенностей ученика, коммуникативной мотивированности
учебного процесса. Технология коммуникативного метода обучения - обучение на
основе общения - позволяет достигнуть таких результатов. Обучение на основе
общения является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному
языку. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный
характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой
деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной
человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия"
общающихся людей.
При таком подходе создаются положительные условия для
активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти
условия сводятся к следующему:
учащиеся получают возможность свободного выражения своих
мыслей и чувств в процессе общения;
каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
самовыражение личности становится важнее демонстрации
языковых знаний;
поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже
"неправильные" суждения, но свидетельствующие о самостоятельности
учащихся, об их активной позиции;
участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;
использование языкового материала подчиняется задаче
индивидуального речевого замысла;
языковой материал соответствует
речемыслительным возможностям говорящего;
отношения строятся на безоценочности, некритичности и "эмпатийности" (сопереживании и понимании переживаний других);
учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил
(в английском языке их называют errors, mistakes).
Хочется отметить, что в условиях обучения коммуникативным
методом речевые ошибки не только возможны, но и считаются вполне нормальным
явлением, если, конечно, они не нарушают понимание и не искажают факты и события. При коммуникации разговорная грамматика допускает
определенные отклонения от грамматики письменной речи. В ней, как мы знаем,
наблюдаются эллиптические конструкции, односоставные предложения без
подлежащего, неоконченные фразы. Основными принципами
построения содержания обучения с использованием коммуникативного метода
обучения являются следующие:
1. Речевая направленность, т.е.
обучение иностранному языку через общение. Коммуникативный метод впервые
выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение.
Учитель иностранного языка обучает учеников способам речевой деятельности,
поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей
обучения иностранному языку.
Целью обучения во всех типах школ является не система языка,
а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство
межкультурного взаимодействия. Язык -
элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры,
особенностями функционирования языка в культуре. И здесь уже речь идет о
формировании страноведческой компетенции.
На уроках иностранного языка необходимо стимулировать
речемышление учащихся, что возможно делать в следующих случаях:
в работе с текстом (inferring
from the text);
в работе с проблемой
(role-play and problem-solving);
в работе с игровыми заданиями (game challenge).
Поэтому, чтобы сформировать у школьников необходимые умения и
навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую
компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима
активная устная практика для каждого ученика группы.
2. Функциональность. Данный принцип предполагает, прежде
всего, осознание со стороны учащихся функциональной
предназначенности всех аспектов изучаемого языка, т.е. каждый ученик
должен понять, что может дать лично ему практическое владение языком.
Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую,
грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения.
Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования
(употребления).
Функциональность проявляется именно в том, что объектом
усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые
данными средствами. Функциональность обучения в целом обеспечивается
коммуникативным, функционально адекватным поведением учителя и учащихся.
3. Ситуативность. Иными словами - это ролевая организация
учебного процесса. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций,
понимаемых как система взаимоотношений. Принципиально важным является отбор и
организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют
учащихся каждого возраста. Ситуация существует как интегративная динамическая
система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений
субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования процесса
обучения и служит способом организации средств, способом их презентации,
способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков
и развития речевых умений, предпосылкой обучения стратегии и тактике общения.
4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока.
Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы
обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна
использования материала (его информативность). Таким образом, новизна
обеспечивает отказ от произвольного заучивания (высказываний, диалогов, текстов
и т.д.), развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых
умений учащихся, вызывает
интерес к учебной, познавательной и любой
другой деятельности.
5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает,
речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими
природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую
деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом
деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим
статусом в коллективе (классе). Вместе с тем система обучения должна учитывать познавательные
потребности отдельных учащихся (групп учащихся), связанные с их индивидуальными
интересами, увлечениями, профессиональными намерениями и т. д).
6. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических
знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому
необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы
представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном
виде, т.е. построить модель содержания объекта познания.
При коммуникативном методе обучения все упражнения должны
быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Е.И. Пассов
выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.
Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально
организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная
повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.
Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении
учащиеся решают речемыслительную задачу. Они
используются при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для
комментирования каких-то событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или иному факту.
Также важно предоставить учащимся возможность мыслить и
решать проблемы, используя язык в своей прямой функции - формирования и формулирования
мыслей.
Поэтому, чтобы реализовать подлинно коммуникативное обучение
общению, нужно представить задания ученикам
как речемыслительные задачи.
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему
обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и
общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы
формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе
конкретных упражнений. Данная модель основана на частнометодических принципах
культуроведческого подхода, отражающих специфику формирования межкультурной
компетенции в процессе обучения межкультурному общению на английском языке. Можно
выделить следующие частнометодические принципы, лежащие в основе
культуроведчески направленного обучения английскому языку:
принцип речевой направленности процесса обучения;
принцип устной основы обучения;
принцип адекватности упражнений особенностям речевой
деятельности на английском языке;
принцип моделирования ситуаций межкультурного общения в
процессе обучения;
принцип сознательности;
принцип рационального использования родного и первого
иностранного языков в процессе обучения;
принцип модульности;
принцип посильности, системности и достаточности упражнений
для формирования межкультурной компетенции;
принцип учета личностных потребностей обучающихся.
Принцип речевой направленности означает, что приоритет в
процессе обучения отдается упражнениям условно-речевого и речевого характера.
Этот принцип полностью соответствует природе навыков, формируемых в процессе
обучения межкультурному общению на английском языке.
В настоящее время в методике обучения иностранным языкам
принята классификация навыков по лексическим, фонетическим, грамматическим,
орфографическим и далее по языковым и речевым, а также по рецептивным и
продуктивным. Практической целью обучения является формирование межкультурной
компетенции, т.е. способности осуществлять речевую деятельность и
взаимодействие в ситуациях межкультурного общения. В процессе обучения логично
формировать речевые навыки межкультурной компетенции, т.е. навыки интуитивно
правильного использования лексических и грамматических единиц, а также единиц
невербального общения в процессе осуществления речевой деятельности в ситуациях
межкультурного общения. Речевая деятельность в процессе межкультурного общения
имеет две стороны - рецептивную и продуктивную, а также две формы - устную и
письменную, и реализуется в четырех видах: аудировании, говорении, чтении и
письме. В данных видах речевой деятельности происходит закрепление речевых
навыков.
Учащиеся овладевают речевыми навыками и умениями, тренируя их
последовательно в аудировании, говорении, чтении и письме.
Принцип адекватности упражнений особенностям речевой
деятельности на английском языке подразумевает постепенный переход от
рецептивных упражнений к репродуктивным и далее к продуктивным.
Принцип моделирования ситуаций межкультурного общения в
процессе обучения предусматривает моделирование параметров ситуации
межкультурного общения, важных для осуществления рецепции и продукции речевой
деятельности и взаимодействия с представителями английской культуры. Этими
параметрами являются участники общения, их ценностные установки,
коммуникативные намерения и коммуникативные ожидания, роли участников
межкультурного общения, их фоновые знания.
Принцип сознательности в процессе формирования межкультурной
компетенции основывается на использовании упражнений сопоставительно-языковых и
сопоставительно-культурных, выявлении особенностей межкультурного общения и
формирование знаний и представлений о межкультурной компетенции.
Принцип рационального использования родного языка. Речевые и
языковые явления английского и русского языков включаются в упражнения,
направленные на лингвистическое и культурологическое сопоставление, а также в
процессе воспроизведения ситуаций межкультурного общения.
Принцип модульности. Процесс обучения может быть организован
на основе модулей, соответствующих изучению особенностей английской культуры,
родной культуры, восприятию с позиций двух культур.
Принцип посильности, системности и достаточности упражнений
для формирования межкультурной компетенции реализуется за счет минимизации
учебного материала и обеспечения максимальной его повторяемости в разнообразных
упражнениях с целью дальнейшего использования в речевой деятельности в
ситуациях межкультурного общения.
Принцип учета личностных потребностей студентов ориентирует
обучающего на мотивационную сферу изучающих английский язык. Все
психологические МОТИВЫ разделены на три группы: интеллектуальные, моральные,
эмоционально-эстетические. Моральные и эмоционально-эстетические мотивы
удовлетворяются отобранным и организованным содержанием обучения, а
интеллектуальные мотивы - за счет обеспечения речевой направленности и
ситуативной обусловленности заданий.
Принцип учета личностных потребностей учащихся реализуется за
счет обеспечения проблемной направленности сопоставительно-лингвистических и
сопоставительно-культурных упражнений.
Итак, целью обучения английскому языку является формирование
межкультурной компетенции на основе культуроведческого подхода. Достижение этой
цели обусловлено реализацией ряда принципов, определяющих выбор приемов
обучения и управления процессом обучения.
Одним из направлений научного поиска в области повышения
эффективности и результативности учебного процесса является проблемное
обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее
действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных
сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления
учащихся. Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе
развития методики и психологии как обучение деятельности.
Современная педагогика исходит из того, что ученик должен
быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию,
он призван быть активным субъектом его, самостоятельно владеющим знаниями и
решающим познавательные задачи. Ценнейшим средством развития навыков
самостоятельности мышления является проблемное обучение. При проблемном
обучении обучаемые высказывают предположения, ищут аргументы для доказательств,
самостоятельно формулируют некоторые выводы к обобщению, являющиеся уже новыми
элементами знаний по соответствующей теме. Поэтому проблемное обучение не
только развивает самостоятельность, но и формирует некоторые навыки
учебно-исследовательской деятельности. При проблемном обучении учитель систематически
организует самостоятельную работу обучающихся по усвоению новых знаний, умений,
повторению изученного и отработке навыков. Обучаемые сами добывают новые
знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются
внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать
новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их
обоснования.
Итак, проблемное обучение - это обеспечение творческого
усвоения знаний. Это значит, что на уроке изучения нового материала учитель
проводит обучаемых через все звенья научного творчества: постановку проблем,
поиск решения, выражение решения и реализацию продукта. Проблемное обучение
имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:
учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
делает учебный материал более доказательным, способствуя тем
самым превращению знаний в убеждения;
вызывает глубокие интеллектуальные чувства;
помогает быстрее восстановить самостоятельно добытые знания.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная
ситуация.
Проблемная ситуация - основной метод проблемного обучения, с
помощью которого, пробуждается мысль, познавательная потребность обучаемых,
активизируется мышление.
В современной теории проблемного обучения различают два вида
проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается
деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью действий, вопросов
учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества
объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную
ситуацию, направляет обучаемых на её решение, организует поиск решения. На
основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов
создания проблемных ситуаций:
1. Побуждение обучаемых к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций. Обычно ученики
в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение
явления или поиск путей его практического применения.
4. Побуждение обучаемых к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты,
явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и
сделать самостоятельное обобщение.
5. Побуждение обучаемых к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действии, в результате которых возникает проблемная ситуация.
6. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
Рассмотрение явления с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога).
7. Постановка проблемных задач.
Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания
проблемных ситуаций, можно представить следующим образом:
учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им
самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической
деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций
(например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из
ситуации, сопоставлять различные факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
определяет проблемные теоретические и задания, ставит
проблемные задачи.
Таким образом, проблемное обучение заключается в том, чтобы
предлагать учащимся для решения задачи, которые вели бы их к собственным
"открытиям".
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около
полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает
участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ.
Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого
сознание человека приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать
ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в
котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации
новых технологий. Использование современных образовательных технологий в
практике обучения и воспитания является обязательным условием
интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.
Современные средства ИКТ: персональные компьютеры, сканеры, принтеры,
мультимедиа проекторы и интерактивная доска открывают широкие возможности для
оптимизации учебного процесса, существенно облегчая его реализацию. Педагоги,
признав этот факт неоспоримым, пришли к выводу о перспективности использования
средств ИКТ как эффективного средства обучения. Новейшие информационные
технологии позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал.
Средства применения информационных технологий:
1. Компьютер.
2. Использование мультимедийных средств.
3. Использование возможностей сети Интернет.
4. Электронный портфель учителя.
1. Основные виды работы с персональным компьютером (ПК) на
уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих
и познавательных программ на CD и создание
программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на
уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке. /8/
Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования компьютера
как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и
индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми
элементами: "Triple Play Plus", "Euro
Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", "Professor
Higgins," "Learn to Speak English". Использование
микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать
фонетические навыки. Для работы со всем классом применяются программы,
предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает
предпосылки для эффективного образовательного процесса.
2. В последнее время широко распространен новый способ
получения и передачи информации - это мультимедиа. Базой для мультимедиа
является компьютер. "Мультимедиа" означает компьютерную технологию,
использующую для представления информации не только текста, но и графику, цвет,
анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях.
В наше время созданы уже "мультимедийные" учебники
- это учебники, при создании которых используется мультимедиа, то есть
технологии передачи цвета, звука, графики, и т.д. в любой комбинации.
Большинство мультимедийных учебников организованы с использованием
гипертекстовых технологий (технологии, обеспечивающих поиск заданных тем и
текстовых массивах). К достоинствам мультимедийного учебника относят
возможность обеспечить быструю обратную связь, быстро найти необходимую
информацию, наряду с кратким текстом - показывать, рассказывать, моделировать и
так далее. В мультимедийном учебнике нужно максимально использовать возможности
мультимедиа: слайд-шоу, мультфильмы, озвученное видео. Таким образом, с помощью
мулимедийных технологий достигается индивидуализация обучения, гак как каждый
человек может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя
скорость усвоения материала.
3. Огромная есть, связывающая между собой десятки миллионов
компьютеров - Интернет. Интернет представляет практически неограниченные
возможности использования персонального компьютера в различных сферах
человеческой деятельности. Обучаясь иностранному языку, можно выполнять задания
и упражнения содержащиеся в документах на узлах Интернета, переписываться с
помощью электронной почты на
изучаемом языке, участвовать в виртуальных клубах общения - телеконференциях,
обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени, говорить по
телефону, смотреть видео ролики и т.д.
Обучение с использованием Интернета представляется творческим
процессом, позволяющим развить и разрабатывать новые методические приёмы.
Уровень обучающихся будет определяться не только умением общения на иностранном
языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться
посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет.
Web 2.0 - это
достаточно широко используемый в последнее время в компьютерных кругах термин.
Своему появлению он обязан Тиму О'Рейли, который в нашумевшей статье "Что
такое Web 2.0" зафиксировал
основные тенденции в появлении в сети Интернет большого числа социальных
сервисов и служб, объединенных общими принципами и способствующих созданию
Интернет-сообщества в противовес уже ушедшему Web 1.0. Web 2.0 - это web для людей,
а значит, основной его идеей стало упрощение методов самовыражения.
Содержание учебной информации в Интернете реализуется с
помощью гипертекстового подхода, что позволяет изучать материал в любом
порядке, на разных уровнях владения иностранным языком, а интерактивный режим
является неотъемлемой чертой Интернета.
Таким образом, существенный прогресс в развитии персональных
компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменениям и в самом процессе
обучения иностранным языкам. Содержание учебной информации в Интернете
выступает, во-первых, помощником в обучении, представляя материалы и реализуя
методические и дидактические приемы, во-вторых, инструктором и отчасти
педагогом.
4. В 2005 году Национальный фонд подготовки кадров начал
реализовывать крупномасштабный проект "Информатизация системы
образования". Один из компонентов данного проекта включает повышение
квалификации педагогических кадров в области информационных и коммуникационных
технологий, а также разработку методик, используемых в педагогической практике.
Стратегией профессионального развития педагогов является
методика портфолио как рефлексивная модель подготовки и повышения квалификации.
Национальные советы по аттестации учителей требуют портфель для сертификации и
устройства на работу. Ценность электронного портфеля в том, что он является
творческим элементом и инструментом в модели профессионального роста.
Профессиональный электронный портфель учителя иностранного
языка - это организованная коллекция работ, которая демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения. Портфель имеет два основных компонента: документацию
преподавательской деятельности и анализ накопленного опыта. Главная цель
создания электронного портфеля в позитивной рефлексии.
Таким образом, внедрение информационных технологий в обучение
значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря
компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется
уникальная возможность овладеть большим объемом информации, быть
коммуникабельным, повысить мотивацию к учению, интеллект, что позволит повысить
эффективность образовательного процесса в целом.
Важнейшей чертой современного языкового образования является
его направленность на формирование поликультурной личности на основе
компетентностного и культуроведческого подходов. Традиционное обучение
нацеленное на освоение определенного содержания, репродукцию и поддержание
знаний, навыков и умений не обеспечивает должной эффективности обучения.
Использование инновационных подходов и обучающих моделей способствует
поисковой, познавательной, самостоятельной, практической и рефлексивной
сторонам обучения. Использование инновационных подходов в обучении иностранному
языку является составной частью процесса модернизации (обновления) российского
образования.
В первой части исследования были рассмотрены лингвистический,
психологический и методологический компоненты содержания обучения иностранному
языку, представлены нормативно-методические материалы.
Во второй части работы изложены традиционные (коммуникативный
метод) и инновационные (культуроведческий, проблемный,
информационно-коммуникативные технологии) подходы в обучении иностранному
языку. Был проанализирован опыт педагогов по использованию данных подходов в
образовательном процессе. Содержание работы соответствует данной теме. Цель
курсовой работы достигнута.
В ходе исследования изучено 33 источника; теоретические
положения подтверждаются 15 приложениями. Исследование носит реферативный
характер и может быть использована в курсе "Теория и методика обучения
иностранному языку", в педагогической практике студентов и практической
деятельности на уроках иностранного языка. Выбранные методы исследования
оказались оптимальными для изучения объекта и предмета курсовой работы.
Таким образом, изучение традиционных и инновационных подходов
позволило выявить актуальность данной проблемы, овладеть навыками
научно-исследовательской работы, приобрести практический опыт педагогической
деятельности по обучению иностранному языку.
|