Тема: Силуэт
и стиль в одежде. Требования, предъявляемые
к одежде.
Цели:
• Способствовать
формированию у учащихся представления
о силуэте и стиле в одежде.
• Познакомить с видами
лёгкого женского платья, с эстетическими,
гигиеническими и эксплуатационными
требованиями к одежде.
• Способствовать
формированию и развитию познавательного
интереса у учащихся к предмету.
• Способствовать
развитию речи, обогащению и усложнению
словарного запаса.
• Развивать пространственное
воображение, творческое мышление,
эстетический вкус.
Оборудование: рабочие
тетради, альбомы, цветные карандаши;
презентация «Силуэт и стиль в одежде;
требования, предъявляемые к одежде»;
бумажные куклы и элементы одежды к ним
для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный
момент
Приветствие.
Проверка готовности
учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока
(Приложение 1; слайд 1)
– Сегодня мы приступаем
к изучению раздела «Конструирование и
моделирование плечевого изделия».
Откройте тетради и запишите тему урока:
«Силуэт и стиль в одежде. Требования,
предъявляемые к одежде».
III. Сообщение целей
урока
– На уроке вы узнаете,
что такое силуэт и стиль в одежде;
познакомитесь с видами изделий плечевой
группы; с требованиями, предъявляемыми
к лёгкому женскому платью; примените
полученные знания при выполнении
практической работы.
IV. Сообщение нового
материала
– Обратите внимание
на тему урока: Требования к лёгкому
женскому платью.
– Какое оно, лёгкое
женское платье? И может ли платье быть
мужским?
– Слово «платье» имеет
несколько значений:
1. Это вид женской одежды,
верх и низ которой (блуза и юбка) составляют
одно целое.
2. Одежда, которую носят
поверх белья. (Это вся одежда, кроме
обуви и головных уборов).
– Все виды одежды (все
швейные изделия) можно разделить на две
группы. С одной из этих групп вы
познакомились в 6-м классе. Назовите её.
(Поясная группа).
– Почему так назвали
данную группу? Обратите внимание на
место крепления. На какой линии туловища
человека крепится одежда поясной группы?
(На линии талии – самой узкой части
туловища).
– Ко второй группе
относят одежду, которая крепится от
линии плеч.
– А называется она...?
(Плечевая)
1. Рассказ ученицы
Плечевая одежда берёт
своё начало от первобытных плащей-шкур.
Через тысячелетия она изменилась,
например, в мужские и женские костюмы
греков, представляющих собой несколько
кусков ткани, которые не сшивались, а
искусно драпировались на фигуре человека.
Костюм состоял из двух частей: нижней
рубашки – хитона, и верхней – гимантия,
более длинный назывался – пеплос.
Одежда египтян была
облегающей фигуру.
А на Руси первые сведения
об одежде относятся к VIII-XII столетиям.
Женщины носили длинные холщовые рубахи
– сорочины – широкого прямого покроя,
подпоясанные по бёдрам и расшитые по
краям. С тех времён многое изменилось,
сейчас существует большое разнообразие
изделий плечевой группы. Назовите
знакомые вам. (Приложение 1; слайд 2)
– Отгадайте, о каких
видах плечевых изделий идёт речь:
1. Разновидность платья,
но без рукавов, иногда на бретелях обычно
без воротника. (Сарафан)
2. Домашняя одежда,
иногда удлинённая, почти до пят, с
разрезом или застёжкой от верха донизу.
(Халат)
3. Женская одежда,
покрывающая только верхнюю часть
туловища. (Блузка)
4. Одежда с проймами,
без рукавов, различной длины. (Жилет)
5. Женская одежда,
состоящая из лифа и юбки, объединённых
в одно целое. (Платье)
2. Силуэт в одежде
(Приложение 1; слайд 3)
– Первое зрительное
впечатление от платья, костюма мы
получаем, обращая внимание на его силуэт.
Силуэт (фр.) – внешние
очертания любого предмета, его тень.
Это плоскостное, контурное изображение
объёмных форм одежды.
– Для более точной
характеристики силуэта, его сравнивают
с геометрическими фигурами (прямоугольник,
треугольник, трапеция, овал (или сфера)).
Именно в силуэте отражается направление
моды. С изменением моды меняется силуэт.
Костюмы любой эпохи
можно вписать в одну из данных фигур
(Приложение 1; слайд 4).
Название силуэта и
происходит от названия фигур (Приложение
1; слайд 5).
Прямой – одежда прямого
силуэта хорошо подходит практически
для всех фигур, для всех возрастов. Может
быть узкой, вытянутой или широкой.
Трапеция – расширение
происходит от линии плеча или проймы.
Расширение может быть спокойным или
более значительным. Хорошо будет
смотреться на стройной фигуре.
Треугольный – зрительное
расширение книзу или наоборот в плечах
создаёт впечатление треугольника и
лучше выглядит на фигурах высоких,
худощавых.
Овальный (сфера) –
предлагается модой редко и долго не
удерживается, т.к. противоречит
естественным пропорциям телосложения,
выглядит неустойчивым.
Приталенный – создают
расширенные линии плеча и низа изделия
и зауженная талия, можно уподобить двум
встречным трапециям или треугольникам.
Меняется мода, меняется
силуэт. Если хотите выглядеть современно,
нужно прежде всего найти свой силуэт.
При всём многообразии одежды, можно
выделить 4 силуэта, которые на протяжении
последних десятилетий всегда в моде:
• прямой
• трапеция
• приталенный
• полуприлегающий
3. Понятие о стиле
– Кроме силуэта, в
одежде нам важно и то, к какому стилю
она относится. Одежда может быть деловая,
нарядная, спортивная.
Различают 3 основных
стиля:
Классический(иначе –
строгий, деловой, элегантный) (Приложение
1; слайд 6).
Вещи, которые мало
подвержены изменениям моды: костюм –
пара или тройка, платье с рукавами,
костюм с прямой юбкой или юбкой в складку,
брюки, жилет, рубашка.
Спортивный (это не
обязательно одежда для занятий спортом)
– удобная для движения, приемлема для
работы и активного отдыха (куртки, юбки,
блузки, комбинезоны, джинсы). (Приложение
1; слайд 7).
Романтический –область
фантазий, поисков. Одежда нарядная,
экстравагантная, подчёркивающая
женственность и обаяние. Используются
элементы исторического, фольклорного
костюма, различные виды отделок: воланы,
рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани:
воздушные, блестящие, бархатные.
(Приложение 1; слайд 8).
В вашем гардеробе может
быть одежда разных стилей, но выбор
одежды должен соответствовать её
назначению.
4. Требования, предъявляемые
к одежде: (Приложение 1; слайд 9)
Гигиенические требования
заключаются в том, что одежда должна
обеспечивать нормальную жизнедеятельность
организма и предохранять тело от внешних
воздействий. Одежда должна обладать
теплозащитными свойствами, газо- и
воздухопроницаемостью, гигроскопичностью.
Гигиенические требования зависят от
свойств материала, из которого изготовлена
одежда, от формы и конструкции одежды.
Экономические требования
к одежде заключаются в том, что одежда
должна быть недорогой и доступной.
Эстетические требования
к одежде заключаются в том, что она
должна быть красивой, современной,
высокохудожественной, соответствовать
хорошему вкусу, а также должны учитываться
возраст, особенности внешности.
Эксплуатационные
требования к одежде заключаются в том,
что она должна быть устойчивой: размеры,
расположение отдельных узлов и деталей
должны соответствовать фигуре, не должна
теряться форма при длительной носке.
5. Беседа о профессиях,
занятых в производстве одежды
– Оценивая достоинства
одежды, предъявляя к ней требования, мы
предъявляем требования к людям,
изготовившим её. Скажите, люди каких
специальностей участвуют в создании
одежды?
– В процессе изготовления
одежды участвуют люди различных
профессий:
• Швея;
• технолог швейного
производства;
• художник – конструктор;
• художник-модельер.
– Кто из художников-модельеров
вам известен?
6. Рассказ о Вячеславе
Зайцеве и Валентине Юдашкине
– Вячеслав Зайцев в
области моды работает более 30 лет. Зайцев
является основателем российского
модного рынка. Он был первым советским
модельером, который участвовал в
международных демонстрациях моды.
Родился в Иваново,
окончил Московский текстильный институт,
работал главным дизайнером Всесоюзного
Дома моделей в Москве, директором
Московского дома мод, затем открыл свои
салоны моделей.
Кроме одежды создаёт
модели обуви, ювелирных украшений,
кухонной посуды, мебели. Характерные
черты его творчества: вкус, изысканная
строгость, деловитость, элегантность
и классика.
Валентин Юдашкин окончил
Московский индустриально-педагогический
техникум. Начинал работать как визажист,
что помогло ему при его дальнейшей
работе модельера. Первоначально создаёт
модели для pret-a-porter и деловых женщин.
Первым из российских модельеров
участвовал в Неделе высокой моды в
Париже. Филиалы его Дома моделей открыты
в Милане, Париже. Одевает арабских
принцесс. Валентин Юдашкин делает по
1000 моделей в год. Практически все модели
распродаются. Любимые – хранятся в
личном музее. 50% платьев делаются и
драпируются модельером на модели
вручную. Ткани для коллекций разрабатываются
по личным эскизам Юдашкина. В. Юдашкин
одевает звёзд российской эстрады: Иосифа
Кобзона, Аллу Пугачёву, Филиппа Киркорова,
Александра Буйнова, Владимира Преснякова,
Надежда Бабкину.
Характерные черты его
творчества: дороговизна ткани и отделки;
сочетание
несочетаемого;
вызываемость форм, экстравагантность.
Кутюрье – мастер по
изготовлению одежды высшего мирового
класса. (слайд 10).
– В чём суть работы
художника-модельера? (Придумывает новые
модели одежды и воплощает их в эскизах
и готовых изделиях.)
V. Закрепление изученного
– И, конечно же,
художник-модельер должен обязательно
знать, какие существуют стили одежды.
А вы их уже запомнили? Назовите.
– А сейчас на время
станем художниками-модельерами и
применим свои умения и полученные знания
в практической работе.
VI. Практическая работа
1. Сообщение названия
практической работы.
– Практическая работа
называется, как и тема нашего урока:
«Силуэт и стиль в одежде». Возьмите
листы с образцом модели (Приложение 2)
2. Разъяснение задач
практической работы
– Для первой бригады
задача – придумать для модели одежду
спортивного стиля, сделать эскиз,
определить тип силуэта.
– Для второй бригады
– придумать и выполнить эскиз одежды
классического стиля, определить тип
силуэта.
– А для девочек третьей
бригады задание следующее. Вам необходимо
подобрать, выбрать из большого количества
дополнений, отделок такую, чтобы это
простое платье превратилось в платье
романтического стиля. (Приложение 3).
3. Ознакомление с объектом
труда (образцом) (Приложение 1; слайд
11).
4. Ознакомление со
средствами обучения, с помощью которых
будет выполняться задание (оборудование,
инструменты, приспособления)
5. Предупреждение о
возможных затруднениях при выполнении
работы
VII. Самостоятельная
работа учащихся
– Сейчас можете
приступать к самостоятельной работе.
VIII. Текущий инструктаж
IX. Анализ выполнения
самостоятельной работы учащимися
– Давайте посмотрим,
проверим и оценим работу девочек,
справившихся с заданием первыми.
X. Инструктаж по выполнению
домашнего задания
– Если не успели
выполнить задание, то можете его доделать
дома и принести на следующий урок, а
также не забудьте принести с собой
альбомы и тетради, простые карандаши.
XII. Уборка рабочих мест
XIII. Кроссворд
– Перед тем, как подвести
итоги урока, проверим, как вы внимательно
слушали и запомнили новый материал. Для
этого нам необходимо разгадать кроссворд:
(Приложение 1; слайд 12).
1. Он бывает спортивный,
классический, романтический. (Стиль)
2. Художник, который
придумывает новые модели одежды.
(Модельер)
3. Одежда этого стиля
приемлема и для работы, и для активного
отдыха. (Спортивный)
4. Силуэт, в котором от
линии плеча происходит расширение.
(Трапеция)
5. Внешние очертания
предмета, его тень. (Силуэт)
6. Догадайтесь, какое
слово получится по горизонтали?
(Требования)
– Какие требования
предъявляются к лёгкому женскому платью?
XIV. Подведение итогов
урока
– Целей урока мы с вами
добились. Вы хорошо трудились и
индивидуально над своим эскизом, и
группой девочки дружно справились с
заданием. |