Игры на преодоление нарушений письма у учащихся начальных классов
В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи как следствие, снижение успеваемости по русскому языку и чтению. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающие в связи с этим отклонения в поведении.
Проблема нарушения речи у учащихся начальных классов являются одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.
При письме учащиеся допускают много ошибок, вызванных несформированностью фонематического слуха; недоразвитием навыков звукового анализа; недостатками развития лексико-грамматической стороны.
Практический опыт показывает, что помощь в организации речи детей на уроке оказывают игры и игровые приемы.
Предлагаемые ниже игры и упражнения могут быть использованы в работе по преодолению нарушений чтения и письма у учащихся.
Дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне.
Преодолеть эти трудности помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и ответы товарищей. Школьники привыкают к тому, что каждое предлагаемое логопедом задание таит в себе какую-то "загадочность", "фокус", требует от них активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.
Все предлагаемые игры-задания подчиняются учебной задаче, и, как во всякой игре, каждый раз определяется победитель.
Игровые ситуации на уроке увлекают детей, снимают усталость, напряжение.
Игры и игровые приемы используются с целью научить детей выделять предложение из потока речи;
грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова;
закрепить знание терминов "слово", "предложение".
Закончи рассказ.
Задание. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным по смыслу. Из вариантов, предложенных детьми, выбирается самое веселое, самое грустное или самое фантастическое окончание рассказа.
Конвейер.
Перед началом игры объяснить, что такое конвейер и почему можно так назвать игру, в которую предстоит включиться детям: предложение будет собрано, как на конвейере – каждый ставит по словечку.
На доске 3–5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое, так чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение целиком и оценивает его. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. Использованная картинка заменяется новой, игра продолжается.
Стрелочники.
Задание. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими "поезда" – рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, "поезд" благополучно минует "станцию". Если кто-то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается, что он привел "поезд" к крушению, и, следовательно, выбывает из игры.
Игры на формирование слогового анализа и синтеза.
Используемые на этом этапе игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог; определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.
Закончи слово.
Задание. Записать продиктованную логопедом часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что получилось.
Мо (-ст, -гу, -жете); чи (-стота, -н, -тать); чет (-ный, -ко).
Могут читать четко.
Шифровальщики.
Задание. Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.
1) Выделить из слова первый слог.
Устно: хорек, рокот, шорох – хорошо.
2) Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.
Игры на формирование фонематического анализа и синтеза.
На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или последний звук; определять последовательность и количество звуков в слове.
Узнай, кто ты.
Логопед объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хорошее.
Задание. Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.
Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астры – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец.
Решение: [ малад' эц] молодец.
Звуки и буквы.
Задание. Записать последнюю букву каждого слова (повторить правописание парных согласных в конце слова).
Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост, метла, парад, стекло, пожар, решето, нож, море.
Решение: Ум золота дороже.